Богодухновенность Священного Писания
Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, написанные по внушению Духа Святого, называются богодухновенными: Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2Тим.3:16), то есть единственным подлинным автором этих книг является Сам Бог. Он определяет их догматическое и нравственное содержание, а человек в творческом процессе воплощает замысел Божий, выступая в качестве богодухновенного писателя. Священное Писание имеет две стороны: Божественную и человеческую. Божественная сторона заключает в себе богооткровенную Истину, а человеческая сторона эту вечную, неизменную Истину выражает на языке людей определенной эпохи, принадлежащих к определенной культуре.
Человек, как существо, созданное по образу и подобию Божию, имеет уникальную возможность входить в непосредственное живое общение со своим Создателем и воспринимать Его Откровение. А Бог как Существо премудрое, всеведущее и всемогущее обладает всеми средствами для сообщения людям Своего Откровения.
Сама Библия внутренними своими свойствами свидетельствует о своем сверхъествественном происхождении. В этом нас убеждают высота и чистота христианского учения Библии, пророчества и чудеса. Особенным признаком богодухновенности священных книг является могущественное действие Слова Божия на человека.
Первый признак истинности Слова Божия – это высота изложенного в нём учения. Сравнение учения, содержащегося в Библии, с учением всех религий и философских систем приводит к мысли, что Библия – не просто величайшая из всех книг человечества. Это непревзойденная Книга по высоте, чистоте и соответствию ее учения всем духовным человеческим потребностям. Священное Писание сосотоит из многих книг, составляющих единое целое, оно не является простым собранием сочинений, оно – единая книга, единый организм, в котором важна каждая часть. В нём нет ничего случайного, лишнего. Центром и вершиной всего в нём есть Господь Иисус Христос и Его Крест. Библия – не плод человеческого творчества. Люди, писавшие отдельные части Священного Писания, очень часто совершенно не знали друг о друге и не имели представления о Библии в целом как о законченном литературном произведении. На страницах Священного Писания нет собственного измышления авторов. Поражает их логическая взаимосогласованность, которую нельзя приписать случайному совпадению, – ее можно объяснить только действием Духа Божия. Священное Писание имеет только одного Создателя – Духа Святого, под действием Которого отдельные лица написали священные книги. Библия высказывает глубочайшие мысли и самые широкие воззрения с такой уверенностью и простотой, с какой люди сегодня рассуждают о самых простых истинах мира, об очевидных для всех вещах.
Второй признак истинности Слова Божия – его чистота. Слово Божие воспитывает, развивает и приготовляет человека для неба и вечности: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:48). Ни одна философия не пришла к мысли о Боге Троице, о Боговоплощении, ни в одной языческой религии нет учения о любви к врагам. Между христианским учением и духовной жизнью ветхозаветного человечества мы видим разрыв, который может быть объяснен только новым этапом Божественного Откровения. Нравственные начала, изложенные в Слове Божием, до того высоки и совершенны, что им отдают должное даже те, кто не считает Библию Божественным Откровением. Бывали случаи, когда люди неверующие брались за Библию с намерением опровергнуть содержащиеся в ней учение веры и правила нравственности, но побежденные Божественной силой Слова Божия, из врагов его делались самыми ревностными его поборниками и даже полагали за него свою жизнь.
Третий признак истинности Слова Божия – пророчества. Под именем пророчеств понимаются ясные и определенные предсказания о будущих событиях, которые не могут быть предусмотрены человеческим разумом, а ведомы только одному Богу. Библейские пророчества несравненно превосходят природный уровень человеческих знаний, это предсказания совершенно определенных, конкретных событий, неповторимых в опыте. Такие события происходят не в силу естественных законов природы, а совершаются согласно всемогущей воле Божией и Его Промыслу. Святой Иустин Философ говорит: «Каким бы образом поверили мы Человеку Распятому, что Он Первенец нерожденного бытия Бога и произведет суд над всем родом человеческим, если бы не находили мы свидетельств, предсказанных о Нем прежде, нежели Он пришел и сделался человеком, и если бы не видели, что точно так и сбылось, то есть что земля Иудейская опустошена, что люди из всего народа уверовали в Него посредством учения апостолов Его».
Четвертый признак истинности Слова Божия – чудеса. Рационалисты отрицают возможность чудес, так как, по их мнению, допущение чудес означает изменение и нарушение сил и законов природы, которые всегда постоянны, неизменны и непреложны. Но чудеса не изменяют и не нарушают законов природы. Бог не разрушает то, что Сам создал и Сам установил, а только на время превозмогает естественные законы силой, несравненно большей, чем сами эти законы: «Где пожелает Бог, там превозмогается порядок природы, ибо Он творит, что благоизволит» (Великий покаянный канон св. Андрея Критского, Богородичен 4-й песни). Чудеса Христовы – это свидетельства, обращенные к сердцу и совести человека, они не уничтожают его внутренней свободы: Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне (Ин.5:36). Чудеса, о которых повествует Священное Писание, не имеют принудительного, самодостаточного характера и не совершаются ради них самих.
Пятый признак истинности Слова Божия – могущественное действие на сердца человеческие. Бибилия оказывает могущественное, неотразимое влияние на все силы человеческой души. Ни одна книга в мире не озарила ум, волю и чувства человека так, как это сделала Библия. Ни одна книга в мире не покорила столько народов, сколько их покорила книга Слова Божия. Нет в мире такой книги, которая имела бы столь продолжительную власть над людьми, какую имеет Библия. Это наиболее убедительное свидетельство богодухновенности Священного Писания. Огромное множество людей разных национальностей, различных сословий, разного уровня образования под воздействием Слова Божия самым решительным образом изменили свою жизнь, всецело посвятив себя служению Богу. Проповедниками Слова Божия были простые и неученые иудейские рыбаки, но они своим учением покорили весь мир. Вначале против них вооружились все: мудрецы и философы – красноречием, критическими и полемическими сочинениями, властители и сами римские императоры – огнем и мечом, жрецы и чернь – неистовой яростью и злобой, клеветой и насмешкой. Казалось, что можно было бы за короткое время стереть христианство с лица земли и предать его забвению. Три века лилась кровь мучеников, но учение Христа не погибло. Оно с неимоверной быстротой распространялось во всё новых и новых странах древнего мира. Главная сила и несокрушимость христианского вероучения – в его Божественном происхождении. Истина христианства как дело Божие не может быть разрушена. По своей жизнеспособности Библия представляет нечто исключительное в истории: ни одну книгу в мире столько не оскорбляли, не преследовали и не проклинали, как эту, и однако она не погибла. О нее, как о скалу, разбиваются предрассудки и равнодушие, огненная ненависть и злоба неверия. Библия имеет дивную силу и способность подавать утешение во всяком страдании, мир душе, сопротивление греху и возрастание в добре – всё это делает ее живой силой Божией (Рим.1:16), Книгой Жизни. О нравственной силе Библии каждому верующему читателю говорит его собственный опыт.